Неврозоподобные состояния у детей
Патологические привычные действия представляют собой группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий, свойственных детям раннего возраста. К патологическим привычным действиям относятся сосание пальцев, обкусывание ногтей (онихофагия), допубертатная мастурбация, выдергивание волос (трихотилломания), ритмические раскачивания головой и туловищем (яктация). Более чем в трети случаев имеет место сочетание различных форм патологических привычек.
Патологические привычные действия чаще всего рассматриваются в рамках невротических расстройств. Они могут быть проявлением как общих неврозов (истерический невроз, невроз навязчивых состояний), так и системных (моносимптомных). Как отдельный симптом патологическое привычное действие часто встречаются в структуре резидуально-органических заболеваний мозга, эпилепсии, состояний пограничной интеллектуальной недостаточности и общего психического недоразвития. В дошкольном возрасте описаны проявления патологических привычных действий в рамках детской шизофрении.
Общим для всех патологических привычных действий являются следующие признаки: произвольный характер, осознанное повторение действий; возможность прекратить их на время усилием воли; возрастание внутреннего напряжения при их подавлении; наличие у больного критической оценки производимых действий, осознавание их болезненности. В ряде случаев потребность в совершении привычного действия носит непреодолимый насильственный характер. В раннем детском возрасте главными признаками патологических привычек следует считать их непроизвольный характер и избавление от чувства внутреннего эмоционального напряжения при их совершении. Наряду с общими чертами для каждой из привычек имеются и специфические особенности.
Лечение патологических привычных действий зависит от возраста ребенка, стадии заболевания, а также от нозологической формы, в рамках которой отмечаются клинические проявления патологической привычки. На стадии психогенной реакции терапия заключается в ликвидации психотравмирующего фактора. Применяются методики индивидуальной и семейной психотерапии, преследующие цель снять у ребенка аффективное напряжение, улучшить отношения в семье. Своевременное адекватное психотерапевтическое вмешательство важно также для профилактики перехода патологической привычки как психогенной реакции в автоматизированный стереотип. На этапе поведенческого стереотипа применяются различные психотерапевтические методики. Среди препаратов, положительно влияющих на динамику патологических привычных действий, наиболее эффективными являются антидепрессанты, в отдельных случаях применяются нейролептики.
Вы можете ознакомиться со всеми специалистами медико-психологического центра "Modus-Vivendi" в соответствующем разделе
Также возможно Вам будет интересно узнать о смежных специалистах - психотерапевте и психологе.