Возрастные нормы развития речи у детей.

Безусловно, все дети разные и каждый ребен6ок имеет свою «программу развития», свои индивидуальные особенности. И, тем не менее, можно выделить усредненные, характерные для большинства детей признаки благополучного процесса развития речи. Наиболее значимые приведены ниже:

1 год:

Нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова и умеет соотносить их с конкретными предметами. Понимает простые просьбы и инструкции, сопровождаемые жестами («где папа?», «где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

2 года:

Употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет сложную инструкцию («пойди в комнату и принеси мячик»), имеет словарный запас не менее 50 слов, правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.

3 года:

У ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой фразы из двух слов, он переходит к употреблению сложной фразы с изменением падежных форм существительных в единственном и множественном числе, в предложении использует простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

4 года:

В речи ребенка появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок употребляет предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). Ребенок осваивает свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, немного позднее шипящие (ш, ж, ч, щ).

5-5,5 лет:

Обычно появляются звуки р, л. К этому времени ребенок полностью усваивает обиходный словарь, использует обобщающие понятия (посуда, фрукты, одежда и т.д.). Слова уже произносит без пропусков, без перестановки звуков и слогов (за исключением трудных незнакомых слов: экскаватор и т.п.). В предложении присутствуют все части речи. Ребенок умеет произносить все звуки родного языка и правильно их употребляет в речи.


Итак, если речь ребенка значительно отличается от этих норм, а также в некоторых частных, нижеприведенных случаях,
обязательно обратитесь за консультацией к логопеду:

  • Если ваш малыш неправильно произносит те или иные буквы.
    Данная особенность может быть признаком недоразвитости состояния речевого аппарата, но в некоторых случаях причиной может являться короткая уздечка, расположенная под язычком.
  • При задержке речи у ребенка, либо при полном ее отсутствии.
    В качестве причин могут выступать самые различные факторы, которые необходимо вовремя выявить.
  • Если ребенок слишком медленно или быстро говорит, спутанно произносит звуки или их «проглатывает».
    Причиной подобных проявлений вполне может оказаться повреждение сурдоаппарата или пороки в его развитии. В таких случаях возможно кроме лечения логопеда понадобится и лечение у ЛОРа.
  • После перенесения малышом хирургического лечения, направленного на устранение врожденных лицевых аномалий, либо аномалий ротоглотки.
    Само по себе хирургическое вмешательство не вызывает ухудшение речевых функций, однако этот фактор предусматривает необходимость приучения мышц и голосового аппарата к работе по-новому.
  • При ДЦП у ребенка.
    В основном у таких детей отмечается дислексия или же задержка речи. Отсутствие своевременной помощи логопеда может привести к тому, что ребенок и вовсе не начнет разговаривать, либо его речь будет иметь невнятный и смазанный вид.

Вернуться на основную страницу раздела «Логопед»

Внимание! Возможны противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. 18+

Сайт компании ООО «Модус вивенди» не содержит рекламы.
Вся информация, размещенная на сайте компании, носит справочно-ознакомительный характер в соответствии с
Постановлением Правительства РФ №1006 от 04.10.2012 и не является публичной офертой определяемой ст. 437 ГК РФ.
контактный телефон для консультации со специалистом