Нейропсихология

Нейропсихология — это раздел психологии, который изучает взаимосвязь деятельности мозга и человеческой психики. Основателем этой науки считается отечественный нейропсихолог Александр Романович Лурия. Суть его открытий состоит в том, что каждый отдел головного мозга ответственен за ту или иную психическую функцию человека — за речь, мышление, движение, память, восприятие и т.п. И при повреждении некоторых отделов головного мозга нарушается соответствующая им функция.

Дальнейшие исследования в этой области показали, что мозг обладает достаточно высокой пластичностью. Именно эта особенность приводит к тому, что соседние с поврежденным по той или иной причине участком, практически полностью берут на себя "роль" повреждённых (вследствие травмы или, например, сосудистой патологии). И это связано с тем, что мозгу необходимо обеспечивать функционирование организма. Это часть процесса адаптации организма человека к изменившейся вокруг него действительности. Связь эта — двухсторонняя, то есть, воздействие непосредственно на функцию (моторную, сенсорную и т.п.) запускает отклик мозга, того его участка, который управляет данной функцией, или соседнего, если последний повреждён. Однако, это происходит лишь в том случае, когда все процессы в организме человека активны, то есть он двигается, думает, испытывает эмоции, ощущает. Если эту активность определённым образом организовать, то процесс восстановления поражённых участков мозга происходит намного эффективнее.

В настоящий момент, в связи с ростом числа детей, имеющих те или иные врожденные нарушения ВПФ (Высших Психических Функций), вопрос о нейропсихологическом обследовании, и, в случае, необходимости, нейропсихологической коррекции, особенно актуален. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития. Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении ребенком математических задач или когда он пишет сочинение или запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей.

Часто в раннем детстве нарушения ВПФ выглядят как отставание у ребенка становления функций речи, мышления, памяти, восприятия и других. Часто это сопровождается нарушениями в эмоционально – волевой сфере (гиперактивность). И, если, по началу родителю кажется, что с течением времени ситуация изменится к лучшему (ребенок все это «перерастет»), то на практике, очень часто, все выглядит совсем иначе. При начале посещения детских учреждений ( детский сад, а потом школа) к имеющим место нарушениям развития присоединяются социальные – в виде, например, затруднений в общении со сверстниками, а в последствие – трудности в усвоении учебного материала

При помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в лучшую сторону, а порой и довести до нормы развитие психических функций ребёнка. Особенно это касается так называемых "пограничных" случаев, объединённых официальной медициной в один общий диагноз ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция). Если ребёнком с таким диагнозом системно и планомерно заниматься нейропсихологической коррекцией в дошкольном возрасте, то уже к 7-и годам он будет совершенно готов к новому этапу своей жизни. Все его психические функции, а прежде всего объём произвольного внимания, будут развиты в достаточной степени для того, чтобы усвоить учебную программу в полном объёме.

Теперь кратко о содержании методов работы. Работа нейропсихолога начинается с диагностики, которая позволяет выявить глубинные причины трудностей ребёнка, то есть определить, какие именно зоны мозга недостаточно сформировались или были повреждены из-за неблагоприятных условий течения беременности, родов или первых лет жизни ребёнка. В этом процессе, на самом начальном этапе, активную роль играет родитель, чаще – это мама, которой предстоит ответить на множество вопросов, связанных с течением беременности и особенностями раннего развития ее ребенка (1 – я встреча проводится с родителем, присутствие ребенка не требуется). По ее результатам определяется стратегия непосредственно диагностического нейропсихологического исследования самого малыша (2 – встреча). Результатом проведенной диагностики является выявление так называемого нейропсихологического синдрома, на основании которого строится дальнейшая коррекция (если в таковой будет нуждаться обследуемый). Количество и продолжительность занятий определяется индивидуально.

Родителям стоит обратить внимание и в случае наличия перечисленных особенностей обратиться к специалистам:

  • Ваш ребенок недостаточно хорошо координирует свои движения, часто спотыкается
  • отмечается недоразвитие тонкой моторики (например, в 2 – х летнем возрасте ему сложно выполнить рисунок фигуры, напоминающей круг)
  • отмечаются трудности в изучении счета, письма, обучении чтению
  • Ваш ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками, сложно адаптировался к условиям детского учреждения
  • гиперактивен или, наоборот, излишне пассивен, вял, безынициативен

Как правило, нейропсихологи рекомендуют начало работы с ребенком с возраста пяти лет. До этого момента проводятся обследования на предмет соответствия возрастным особенностям.


Наши Нейропсихологи в Воронеже:


Савинкова Алла Алексеевна

Савинкова Алла Алексеевна


Агупова Ирина Борисовна

Агупова Ирина Борисовна

  • Медицинский психолог
  • Стаж работы в отделении клинической психологии более 15 лет
  • Специалист по психодиагностике и психокоррекции

Сертификаты »

Вы можете ознакомиться со всеми специалистами медико-психологического центра "Modus-Vivendi" в соответствующем разделе

Внимание! Возможны противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. 18+

Сайт компании ООО «Модус вивенди» не содержит рекламы.
Вся информация, размещенная на сайте компании, носит справочно-ознакомительный характер в соответствии с
Постановлением Правительства РФ №1006 от 04.10.2012 и не является публичной офертой определяемой ст. 437 ГК РФ.
контактный телефон для консультации со специалистом