Детские капризы
Почему ребенок капризничает, устраивает истерики? Наиболее распространённое мнение, что он «плохой»: избалован, эгоистичен, воспитан в рамках вседозволенности, не думает о родителях и, даже, не любит их. Но давайте разберемся. И договоримся, что каприз – всегда знак того, что ребёнку некомфортно. Возможно, дискомфорт связан с физическим самочувствием (поднимается температура, болит голова или животик, не выспался или т.п.), и нет пока возможности сообщить Вам об этом другим способом, кроме бурного выражения недовольства. А возможно, ребёнку не хватает Вашего внимания, ощущения Вашей близости и безопасности. И каприз – попытка исправить ситуацию. Но первое, что бросается в глаза, когда мы сталкиваемся с капризами ребёнка, это то, что капризы являются крайне эффективным способом манипулирования родителями. То есть ребёнок своими воплями, слезами, криками и прочими подобными эмоциональными действиями, нарушающими покой взрослых и «общественный порядок» может получить от своих родителей все что угодно (включая и то, что «добром» не получить никогда). В такой ситуации многие родители испытываю сильный стыд, и они в очередной раз уступают, и выполняют желание ребёнка. А малыш в очередной раз убеждается, что если покричать погромче, да потопать ногами, то точно получишь желаемое. Но даже, если каприз приводит к удовлетворению в конечном итоге, то для выполнения своего желания ребёнку приходится пережить массу неприятных минут, а после – столкнуться с осуждением взрослых.
Такая тяга к капризам у ребенка формируется родителями буквально с первых дней жизни. Например, в том случае, когда мама игнорирует слабые проявления эмоций малыша, пока он не раскричится в голос. Только тогда она заметит, что ребенку что-то нужно. Таким образом, ребёнок получает хороший урок на многие годы вперёд: если хочешь, чтобы твои близкие тебя услышали, обратили внимание на твои нужды - надо плакать сильнее и орать погромче. Со временем такие дети привыкают даже не пытаться выразить свои желания спокойно и сразу переходят на крик, используя самый эффективный способ привлечь внимание к своим потребностям. Так у ребенка формируется склонность к неадекватному выражению своих эмоций, а в такой подаче даже самая естественная просьба выглядит уже как каприз, вызывая у родителей раздражение. Родители отказываются ее выполнять, а ребенок кричит еще громче. Родители скорее делают все, только бы он замолчал. В итоге круг замкнулся: родители - вновь уступили и подтвердили эффективность тактики ребёнка.
Дайте ребенку понять, что услышали его просьбу, что понимаете и принимаете его желание. И если не можете удовлетворить его, то сами об этом сожалеете. Или если проблема не в содержании просьбы, а в форме её выражения, то прямо скажите, что каприз – не самый лучший способ для того, чтобы убедить Вас выполнить просьбу. При этом не показывайте своего раздражения, не кричите в ответ.
Если ребенок продолжает капризничать, предупредите, что устали его слушать и собираетесь начать действовать. Скажите, что вы уйдете из магазина (из гостей или с детской площадки), если «концерт» продолжится. При этом важно, чтобы Вы хотели и смогли выполнить угрозу. Пусть вам придется прервать прогулку, зато в следующий раз ребенку придется задуматься над тем, стоит ли таким образом заявлять о своих желаниях. Не упрекайте ребенка за нытье, напоминая о том, что он уже большой. Поверьте: он и сам не рад, ему тоже плохо. Просто пока он не умеет по- другому выражать свои желания.