Патопсихологическое обследование. Что это?
Агупова И.Б.Часто жалобы, высказываемые учителями, родителями по поводу проблем в обучении и воспитании детей, связаны с их особенностями психического развития. Быстрые темпы развития ребёнка в пред дошкольном и дошкольном возрасте, так же отсутствие особых требований со стороны родителей и воспитателей детских садов могут оставить без должного внимания различные отклонения ребёнка от нормального развития. Эти незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения в развитии дошкольника часто приводит к выраженным сдвигам, когда ребёнок начинает обучение в школе. Именно школа является индикатором, который позволяет проявиться всем проблемам в развитии ребёнка. В этом случае, первичные нарушения в развитии ребёнка сопровождаются появлением вторичных дефектов: деформация личности, появление различных психосоматических и психоневрологических патологий. Ребёнок становиться капризным, неусидчивым, возбудимым, часто впадает в истерики, пропадает познавательный интерес, утрачивается интерес и к самому процессу обучения. Обучение для ребёнка становиться обузой. В этой ситуации страдают не только дети, но и их родители.
Интеллектуальная несостоятельность, постоянное переживание неуспеха в учебной деятельности, насмешки со стороны одноклассников, недовольство учителя и неправильное поведение родителей часто приводят к невротизации, у ребёнка включаются защитные механизмы, которые в силу детского возраста и недостатка жизненного опыта, могут проявляться в агрессивном поведении, дурашливости, в целом, неадекватной реакцией на сложившиеся обстоятельства.
Патопсихологическое обследование позволяет не только определить уровень интеллектуального развития ребёнка относительно возрастного норматива, но и понять, какими путями ребёнок пришел к данному результату, каков его потенциал и особенности развития личности. Так же, позволяет родителям лучше понимать своего ребёнка, улучшать отношения с ним, стать эмоционально ближе друг к другу.