Следует ли обращаться к логопеду, если у ребенка нарушено звукопроизношение?

Н.Б. Волкова, логопед.

Этот вопрос часто задают логопедам родители детей с нарушением звукопроизношения. Многие сомневаются, нужен ли логопед вообще. Вдруг правильные звуки появятся сами? К четырем годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые дети к четырем годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат не развился в достаточной степени. Искаженное произношение у дошкольников до четырех лет признается специалистами допустимым явлением. Только после этого возраста нарушение звукопроизношения считается патологией. Даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, так как оно может повлечь за собой серьезные отрицательные последствия для развития ребенка в целом.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка? Попытаться можно, применив специальную литературу. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произношению звука, чтобы получить положительный эффект. Но если в течение одного месяца родители так и не достигли положительного результата, лучше всего обратиться к логопеду. Согласитесь, ведь по одним книгам речь исправить невозможно. Нужны специальные знания, опыт и оборудование. Для постановки звуков, например, используются специальные постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки правильно.  

Часто к логопеду приводят детей школьного возраста, у которых неправильное произношение уже закрепилось. Ребенок с трудом обучается читать и писать, допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых ошибок. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед педагогами, а иногда возникают нервные расстройства. Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он кажется младше своих лет. К сожалению, некоторые родители начинают излишне сюсюкать с таким ребенком. Он и сам ощущает себя маленьким, поэтому часто стремится к общению с детьми моложе себя. Это задерживает развитие ребенка и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов, ему будет психологически трудно учиться. Ребенка с дефектами речи в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя обратившись к специалисту за консультацией и помощью.

Следует отметить, что нарушения произношения звуков создают трудности не только у детей, но и у взрослых. Так как основной функцией речи является общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми. В результате нарушенного произношения речь звучит некрасиво, невнятно. Такой человек непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих. Неправильная речь может утомлять собеседника и даже вызывать у него отрицательную реакцию. Трудно не согласиться, что правильная речь всегда звучит убедительнее, интеллигентнее, чем нарушенная, что очень важно, например, в деловом общении.

Особенно важно иметь красивую, внятную речь для людей, работающих в сферах торговли, преподавания, управления и т.д., где успех зависит от впечатления, которое производит человек. Многие считают, что если в детстве человек не занимался с логопедом, то во взрослом возрасте исправить речь невозможно, но это заблуждение. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Внимание! Возможны противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. 18+

Сайт компании ООО «Модус вивенди» не содержит рекламы.
Вся информация, размещенная на сайте компании, носит справочно-ознакомительный характер в соответствии с
Постановлением Правительства РФ №1006 от 04.10.2012 и не является публичной офертой определяемой ст. 437 ГК РФ.
контактный телефон для консультации со специалистом