Страхи у детей

А.Ю.Шишкин, психолог.

Захаров считает, что страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действия угрожающего стимула.

Несмотря на всю отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные и достаточно важные функции в жизни человека.

Во все времена страх сопровождал людей, выражаясь в боязни огня, темноты, природных явлений.

Страх играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью

Поэтому, по мнению Захарова страх можно рассматривать как естественное и необходимое сопровождение человеческого развития.

Страх классифицируют на ситуационный и личностно-обусловленный, реальный и воображаемый. Острый и хронический

Принято выделять возрастные страхи они являются отражением личностного развития ребенка.

Нельзя забывать о невротических страхах они возникают вследствие длительных и неразрешимых переживаний  или острых психических потрясений.

Невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов, родителей.

Почему? Потому что ребенок при наличии данных страхов становиться скованным,

напряженным, пассивным развивается аффективная замкнутость.

Захаров А.И. выделил факторы, участвующие в возникновении детских страхов :

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
  • тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
  • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями в семье;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Необходимо отметить, что боязливость, и страх в дошкольном возрасте, не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых

      Для выявления страхов у детей дошкольного возраста используются   

      следующие методики:

*Беседа о страхах. В процессе, которой выявляются преобладающие виды страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и тд.)

*Проективная методика  Захарова «Что мине снится страшное, или чего я боюсь днем»

      Данная методика позволяет выявить яркие переживания чувства страха.

*Методика Панфиловой «Страхи в домиках»

 

*Игровая терапия –является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще диагностическую, и обучающую функцию.

-В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую)

По своей сути игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоение способов поведения.

 

Драматическая психоэлевация Медведевой. Методика предназначена детей страдающих невротическими и пограничными расстройствами: страхи, агрессивное поведение, тиками, навязчивостями, логоневрозом и тд…

Отличие данной методики в том, что внимание уделяется особенностям данной конкретной личности, не справляющийся с какой-либо ситуацией.

 

                      Используемая литература:

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000.

Широкова Г.А  Справочник дошкольного психолога – Ростов-на –Дону 2008

Внимание! Возможны противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. 18+

Сайт компании ООО «Модус вивенди» не содержит рекламы.
Вся информация, размещенная на сайте компании, носит справочно-ознакомительный характер в соответствии с
Постановлением Правительства РФ №1006 от 04.10.2012 и не является публичной офертой определяемой ст. 437 ГК РФ.
контактный телефон для консультации со специалистом